Поставщики социальных услуг Волгоградской области
официальный портал
На сайте подключена Спутник-аналитика

Сегодня, Среда

18 Мая, 2022 г.

Новости

Проведение межрегиональной конференции по итогам выполнения комплекса мер

С целью трансляции опыта региона по  развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации  выпускников  25 декабря 2019 года в рамках работы межрегиональной  конференции по итогам реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций в Волгоградской области)  при поддержке Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации была организована работа 2 тематических площадок.

На базе ГКСУ СО «Волжский ЦПД» была проведена  дискуссионная площадка в инновационном формате «OpenSpace» на тему: «Технология организации добровольчества в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вовлечение выпускников таких организаций и детей первого года проживания в замещающих семьях  в социально-значимую деятельность».

В работе площадки приняли участие 38 человек: представители комитета социальной защиты населения Волгоградской области, ведущие эксперты социального добровольчества, волонтерское объединение «Молодая энергия» РусГидро «Волжская ГЭС», волонтеры БФ «Созвездие добра», Ресурсный центр добровольчества Волгоградской области, Всероссийская общественная организация Ассоциация выпускников детских домов "Дети всей страны", Региональный центр поддержки «серебряного» волонтерства Волгоградской области, Региональный волонтерский центр «Патриот», специалисты ЦСОН.

Работа проходила в 5 секциях по разным темам, которые участники самостоятельно  обозначили. По результатам работы секций участниками были выдвинуты наиболее эффективные способы решения проблем, выработаны и согласованы совместные планы действий и стратегий; появилось  стремление к социальному партнерству и совместной ответственности.

Единогласно все участники согласились с необходимостью в профессиональном отборе и подготовке волонтеров, работающими с социальными учреждениями. Такую узконаправленную курсовую подготовку готовы проводить специалисты  Ресурсного центра добровольчества Волгоградской области и специалисты ГКСУ СО «Волжский ЦПД», имеющие опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей и волонтерский опыт . Для этого необходимо разработать примерную программу подготовки  добровольцев для работы с детьми, проживающими в государственных учреждениях.

Актуальной также была тема формирования и развития социальной активности воспитанников центров помощи детям через вовлечение их в совместную добровольческую деятельность. Основная мысль: Дети, воспитывающиеся в социальных учреждениях, не смогут полноценно социализироваться , если не станут активными участниками общественной жизни. Вера Лазарева-серебряный волонтер, предложила: «Необходима связь поколений, культивирование у детей уважительного отношения к старшим. Серебряные волонтеры готовы передавать свой положительный жизненный опыт, учить детей как практическим навыкам, так и мыслить глобально».

Кроме этого, были рассмотрены  проблемы внедрения технологии наставничества над выпускниками государственных учреждений, озвучены предложения подключения НКО к наставничеству, изменение установок  выпускника, привыкшего к роли благополучателя в личность, способную к состраданию, помощи и поддержки других нуждающихся через волонтерскую деятельность. Отдельно хочется отметить  дружескую атмосферу общения между участниками и спикерами на протяжении всего мероприятия. Лучшие волонтеры РВЦ «Патриот» были награждены «Золотыми значками» за большие достижения и успехи в добровольческой деятельности.

Завершилась работа подведением итогов хороших дел, сделанных участниками в  2019 году и планированием  новых в наступающем. Свои пожелания и мечты на 2020 год участники написали на ёлочных шарах и повесили на новогоднюю ёлочку. Будем верить, что все хорошие мысли и дела обязательно сбудутся в новом 2020 году.

На базе ГКУ СО «Дзержинский центр социального обслуживания населения» прошла тематическая площадка «Комплексное сопровождение замещающих семей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области: распространение технологий и методическая поддержка социального сопровождения».

Участие в тематической площадки приняли: Приклонская Ю.В. - начальник отдела опеки и попечительства комитета социальной защиты населения Волгоградской области, И.А. Руднева - председатель Волгоградской областной общественной организации сопровождения многодетных семей "Счастье в семье", доцент кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, И.А. Елагина - руководитель фонда социальной помощи "Планета детства", Л.Н Кушманова - член совета многодетных родителей Дзержинского района Волгограда, И.Л. Бурова - директор ГКСУ СО "Камышинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", руководители учреждений социального обслуживания населения и центров социальной защиты населения. Всего 20 участников.

В ходе встречи обсуждались актуальные темы: о системе социального сопровождения выпускников из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей на этапе их социальной адаптации; о развитии наставничества, о профессиональных трудностях при работе с выпускниками.

На тематической площадке был представлен опыт фонда социальной помощи «Планета детства» по работе с замещающими семьями и выпускниками из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совета многодетных родителей Дзержинского района Волгограда по улучшению качества жизни многодетных и замещающих семей, в оказании содействия в получении информационной помощи, обеспечении и организации культурного досуга и творческого самовыражения многодетных родителей, и детей.

По итогам работы площадки участники оформили резолюцию с планами на 2020 год: о принятии эффективной системы социального сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации; о необходимости социального сопровождения  «выпускников» из замещающих семей; о развитии института наставничества; об определении статуса для замещающих семей с 3-мя и более детьми; о сотрудничестве с НКО; о необходимости повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства по работе с замещающими семьями.

26 декабря 2019 года в актовом зале комитета социальной защиты населения Волгоградской области состоялось Пленарное заседание межрегиональной конференции по итогам реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций в Волгоградской области.

Участники Конференции ознакомились с региональной  системой  подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций и с практическим опытом работы органов исполнительной власти Волгоградской области и подведомственных им государственных учреждений. Были подведены итоги работы "круглых столов" в рамках тематических площадок и межрегиональной конференции.

По дороге к самостоятельной жизни

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является острой социальной проблемой в современном обществе. Социализация выпускников сиротских учреждений проходит очень сложно. Какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в детском доме, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Воспитываясь в семье, ребенок учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе.

Воспитанники сиротских учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется растерянностью перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит в значительной мере «объектный» характер, т.е. о них заботятся, их обеспечивают всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

-          проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

-          затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

-          затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

-          затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

-          правовая некомпетентность;

-          возврат в кризисные условия после выпуска.

Политика нашего государства направлена на подготовку детей-сирот к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной "ниши" в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.

Судьбы выпускников детских домов во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.

Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем: это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.

В результате выпускник детского дома нуждается в особой модели социализации, которая будет включать не только обучение необходимым социально-бытовым навыкам, культурным и поведенческим нормам, но и информацию о правовых особенностях статуса ребенка-сироты, пособиях и льготах, предоставляемых государством в рамках социальной политики. Кроме этого, он нуждается в сопровождении со стороны специалистов для того, чтобы выработать и закрепить навыки социального благополучия, а также в дополнительной помощи в решении ряда жизненных проблем.

Статья подготовлена в рамках реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций в Волгоградской области за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.