Поставщики социальных услуг Волгоградской области
официальный портал
На сайте подключена Спутник-аналитика

Сегодня, Среда

5 Августа, 2020 г.

От правонарушения до преступления - один шаг

6 Апреля 2017, 9:53

Одной из самых актуальных проблем современного общества являются правонарушения среди молодежи и детей подросткового возраста. Правонарушение - это устойчивая и распространенная форма девиантного поведения, которая достигает уровня общественной опасности. Понятие правонарушения среди несовершеннолетних связано с возрастом 13–17 лет, хотя такая тенденция имеет место и в младших возрастных группах.

Нередко люди путают понятия «преступление» и «правонарушение», хотя это очень четко описанные юридические термины, в которых следует разбираться каждому. Правонарушение в широком смысле – это действие, нарушающее общественный порядок. К таким действиям относится причинение материального и морального ущерба, игнорирование запретов, не выполнение предписаний. Любое правонарушение характеризуется тем, что совершается определенным лицом в конкретном месте и противоречит действующему закону. К правонарушениям относятся дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения. Правонарушение может быть направлено не только против людей, но и посягать на какие-либо социальные интересы. Как правило, правонарушением считается деяние, несущее минимальную общественную опасность. Правонарушения рассматриваются Административным кодексом. В виде наказания предусматриваются довольно мягкие меры воздействия: общественные работы, штрафы, арест на короткий срок, но судимость не предполагается. За правонарушение к ответственности могут привлечь с 14 лет. Правонарушение – это любое действие, нарушающее общественный порядок. Преступление – один из видов правонарушение, за которое предусмотрена определенная ответственность согласно Уголовному кодексу. Кто из подростков более склонен к совершению правонарушений? Признаками проблемных детей могут являться: 1. Уклонение от учебы вследствие: – неуспеваемости по большинству предметов; – отставания в интеллектуальном развитии; – ориентации на другие виды деятельности; – отсутствия познавательных интересов. 2. Низкая общественно-трудовая активность: – отказ от общественных поручений; – пренебрежительное отношение к делам класса; – демонстративный отказ от участия в трудовых делах; – пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча. 3. Негативные проявления: – употребление спиртных напитков; – употребление психотропных и токсических веществ; – тяга к азартным играм; – курение; – нездоровые сексуальные проявления. 4. Негативизм в оценке действительности. 5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: – грубость; – драки; – прогулы; – пропуски занятий; – недисциплинированность на уроках; – избиение слабых, младших; – вымогательство; – жестокое отношение к животным; – воровство; – нарушение общественного порядка; – немотивированные поступки. Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков? 1. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.В морально не¬благополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его на¬строения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите-лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным об¬разом отражается на моральном развитии и поведении детей. Гиперопека.В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все опре-деляется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания до¬бра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошиб¬кой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несо-стоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противо¬правные действия. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанно¬стей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоин¬ство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления. Подростковый возраст полон различных противоречий и хотя он достаточно кратковременный, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. Несовершеннолетний в этом возрасте уязвим и очень сильно подвержен внешнему влиянию. Предотвратить правонарушения среди подростков можно путём целенаправленной работы с ними. В учебных заведениях этим занимаются педагоги и школьные психологи. Но не последнюю роль в становлении личности подростка играет его семья. Родители должны принимать непосредственное отношение в профилактике правонарушений среди своих детей. Мамам и папам следует с ранних лет, не дожидаясь переходного периода, прививать им установленные в обществе моральные нормы. Ребёнка нужно воспитывать в атмосфере любви и взаимопонимания, объяснять ему разницу между добром и злом, прививать ему чувство ответственности. Будет хорошо, если родители сами будут придерживаться высоких моральных принципов и формировать у подростка жизненные принципы на основе собственного поведения. При этом им нельзя закрывать глаза на мелкие проступки ребёнка и пресекать их в корне. Склонность к правонарушениям у детей проявляется уже в раннем возрасте. Чем раньше она будет замечена, тем проще её будет предотвратить. ГКУ СО «Киквидзенский ЦСОН».
Поделиться