Поставщики социальных услуг Волгоградской области
официальный портал
На сайте подключена Спутник-аналитика

Сегодня, Пятница

17 Января, 2020 г.

КОМПЛЕКС МЕР по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций

20 Ноября 2019, 10:26

На территории Волгоградской области реализуется Комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций.

Цель комплекса мер - создание условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям Задачи комплекса мер: - обеспечение эффективных изменений в системе подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется – организаций для детей-сирот), детей из замещающих семей к самостоятельной жизни и их постинтернатного сопровождения на основе комплексной программы развития эффективных практик постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей; - формирование устойчивой продуктивной модели внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по развитию эффективных практик постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей; - внедрение информационных технологий в процесс сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей, и повышение для них уровня доступности информационной среды; - совершенствование технологий постинтернатного сопровождения адаптации выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей; - повышение уровня методической подготовки специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей в Волгоградской области; - обобщение и распространение опыта внедрения новых технологий постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей В ходе реализации Комплекса мер задействованы следующие целевые группы, проживающие на территории Волгоградской области: - воспитанники организаций для детей-сирот за один-два года до выхода из организаций; - выпускники организаций для детей-сирот, в том числе с признаками дезадаптации, в первые два года самостоятельной жизни; дети подросткового возраста в первый год жизни в замещающих семьях; - выпускники организаций для детей-сирот, в том числе находящиеся на сопровождении до 23-х летнего возраста; - одинокие матери, в том числе несовершеннолетние, из числа выпускниц организаций для детей-сирот С 01.07.2019 года функции координатора Комплекса мер осуществляет Комитет социальной защиты населения Волгоградской области. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание содействия в успешной социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей являются приоритетными задачами в сфере социальной политики Волгоградской области. Для решения данных задач в регионе активно используется программно-целевой метод и привлекаются все заинтересованные ведомства и организации. По данным статистической отчетности, из организаций для детей-сирот ежегодно выпускается около 50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 4 процента поступают в учреждения высшего профессионального образования, 96 процентов – в профессиональные образовательные организации. Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников организаций для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем уязвимости перед различными формами эксплуатации. В результате выпускники организаций для детей-сирот зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность, в связи с чем необходимо повышать уровень подготовки воспитанников (выпускников) организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни. В целях совершенствования деятельности образовательных организаций для детей-сирот, привлечения их к работе по постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 09 февраля 2015 г. № 133 "О совершенствовании деятельности образовательных организаций, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области", деятельность организаций для детей-сирот переориентирована на сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и сопровождение замещающих семей в целях успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех организациях для детей-сирот созданы службы социальной (постинтернатной) адаптации выпускников и службы содействия семейному устройству и сопровождения замещающих семей. Специалисты служб осуществляют: - подготовку воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни за один-два года до выхода из организации; - сопровождение замещающих семей, в том числе принявших на воспитание детей подросткового возраста, в первый год жизни в замещающих семьях в целях успешной социальной адаптации детей к новым условиям жизни; - учет жизнеустройства детей-сирот после выпуска из организации для детей-сирот, из замещающей семьи; - сопровождение выпускников организаций для детей-сирот, в том числе с признаками дезадаптации, в первые два года самостоятельной жизни, выпускников организаций для детей-сирот, находящихся на сопровождении до 23-х летнего возраста, одиноких матерей из числа выпускниц организаций для детей-сирот; - оказание своевременной помощи в решении проблем их жизнеустройства. Выпускникам с благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации необходима поддержка (активное наблюдение), выпускникам с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации – активное сопровождение (повседневная психолого-педагогическая и юридическая помощь), для выпускников, которые имеют неблагоприятный прогноз социальной адаптации (имеющих нарушения здоровья, физического или психического развития, или социально дезадаптированных) – оперативное сопровождение (если действия, предпринимаемые для решения проблем, носят срочный, неотложный характер, в качестве меры экстренного реагирования на внезапно возникающие, острые проблемы выпускника). Комплекс мер включает в себя обязательные мероприятия, осуществляемые на основе межведомственного подхода. Мероприятия комплекса мер направлены на решение следующих задач: 1) разработка и (или) доработка нормативных и информационно-методических документов и материалов, обеспечивающих развитие эффективных практик постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей; 2) обеспечение развития региональной системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей к самостоятельной жизни; 3) обеспечение развития региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей; 4) повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих работу по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот, в том числе с обязательным проведением их стажировки на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда; 5) распространение региональных практик, эффективных технологий и методик работы по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей; 6) разработка и внедрение модельных программ подготовки детей целевых групп к самостоятельной жизни, предусматривающих в том числе: формирование у детей социальных компетенций, знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни, правовой и финансовой грамотности детей; обучение конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, умению принимать решения, затрагивающие их интересы; подготовку к созданию семьи; 7) реализация индивидуальных программ учебного самостоятельного проживания для подготовки воспитанников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей, к самостоятельной жизни (создание "тренировочной квартиры" для детей, имеющих интеллектуальные нарушения); 8) разработка и реализация профориентационного проекта "Навигатор в мире профессий" по профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовке детей целевых групп; 9) реализация мероприятий, направленных на развитие системы кураторства за выпускниками организаций для детей-сирот с признаками дезадаптации в период их обучения в профессиональных образовательных учреждениях; 10) развитие служб постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот, оказывающих комплексную помощь выпускникам организаций для детей-сирот; 11) создание регионального ресурсного (базового) центра, обеспечивающего, в том числе формирование информационно-методического банка данных об эффективных практиках; методическое сопровождение деятельности специалистов; 12) реализация мероприятий, направленных на активное использование потенциала выпускников организаций для детей-сирот в решении вопросов социальной адаптации (создание ассоциаций, советов, клубов, добровольческих движений, другое); 13) реализация мероприятий, способствующих формированию значимых социальных контактов, повышению гражданской ответственности и правовой культуры, организации продуктивной социально значимой деятельности, в том числе патриотической направленности (военно-историческое, исторической реконструкции, юнармейское, "тимуровское", краеведческое движения, детские и молодежные сообщества, другое); 14) реализация мероприятий, предусматривающих использование различных форм наставничества, в том числе в период получения профессионального образования и первичного трудоустройства целевых групп; 15) привлечение общественных организаций, представителей социально ответственного бизнеса к оказанию помощи детям целевых групп, в том числе поддержке несовершеннолетних матерей из числа выпускниц организаций для детей-сирот; 16) формирование устойчивой продуктивной модели внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по развитию эффективных практик постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей, создание межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации комплекса мер. В рамках реализации комплекса мер предполагается организовать работу в соответствии с утвержденной комплексной программой постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей Волгоградской области (далее – Программа). Программа предусматривает мероприятия порядок организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей. Система мероприятий, включенных в Комплекс мер, направлена на повышение доступности и эффективности сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей. Для повышения эффективности постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей необходимым является создание в учреждении мультимедийного пространства, а именно кабинета информационных технологий. Комплекс мер включает в себя создание многофункционального постинтернатного центра (далее - МФПЦ). В государственном казенном учреждении социального обслуживания "Дзержинский центр социального обслуживания населения" (далее – ГКУ СО "Дзержинский ЦСОН") имеется в наличии помещение, которое может быть оборудовано в МФПЦ для работы с выпускниками организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей. МФПЦ − новая информационная образовательная среда, в которой определяющим становится интеграция образовательных и информационных подходов к сопровождению выпускника. Он позволит разнообразить процесс сопровождения, будет содействовать обмену информацией и знаниями, способствовать более интенсивной коммуникации между выпускниками. Для консультирования и просвещения выпускников по вопросам профессионального и личностного самоопределения предполагается использование широкого спектра возможностей, предлагаемых информационно-телекоммуника-ционными технологиями: программное обеспечение, электронные книги, ресурсы Интернета. На базе МФПЦ могут быть организованы занятия по овладению выпускниками организаций для детей-сирот, детьми из замещающих семей базовыми навыками работы с компьютером, в том числе, освоение офисных программ, умение поиска актуальной информации в сети Интернет. Это повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда, позволит им легче адаптироваться в самостоятельной жизни. Кроме этого, следующей ступенью овладения навыками работы с компьютером может стать освоение основ финансовой грамотности (планирование бюджета в специальных программах или Excel), обучение работе с сайтом Госуслуги, выход на сайты МФЦ Волгоградской области. Это позволит выпускникам организаций детей-сирот, детям из замещающих семей легче взаимодействовать с рядом организаций, повысит уровень их самостоятельности в оформлении необходимых документов и другое. Также выпускники могут быть обучены поиску вакансий на специализированных сайтах, подготовке резюме (от содержания до правильного оформления и размещения на сайтах). МФПЦ может стать пространством психологического консультирования по вопросам профориентации. Установленные программные версии профориентационных тестов позволят психологу сразу, не прибегая к длительным подсчетам, приступить к обсуждению с выпускником результатов тестирования, что позволит выстроить индивидуальную работу с выпускником, будет способствовать повышению его личностной и профессиональной мотивации. В качестве опосредованного психодиагностического инструментария предполагается использование различных компьютерных игр и тренажеров. Профессиональные тренажеры и стимуляторы имеют ряд преимуществ: нет текущих финансовых затрат, продолжительность и режим обучения не ограничены по времени, возможно любое количество повторений упражнения. Виртуальные тренажеры наглядно продемонстрируют трудовые операции и технологии работы по различным специальностям, позволят примерить на себя ту или иную специальность. Оснащение МФПЦ специализированным программным обеспечением для реализации профессиональных проб (профессиональные тренажеры, симуляторы и пр.) позволит выпускнику здесь же оценить свои профессиональные склонности и способности и принять осознанное и обоснованное решение о степени соответствия его желаний, интересов и способностей. Симуляторы предоставят выпускнику возможность имитировать какие-либо действия (вождение автомобиля, управление поездом и многое другое). Разнообразие симуляторов позволяет выпускнику выбрать более интересное и востребованное направление в профессии. Приобретение симуляторов и регулярные занятия позволит повысить у выпускника: устойчивость к отвлекающим факторам и сосредоточение на главной задаче, эффективное выполнение нескольких задач, увеличивается скорость принятия правильных решений, и другие полезные способности. Оборудование МФПЦ обеспечивает конфиденциальность и снижение уровня рисков информационной безопасности при передаче информации между субъектами постинтернатного сопровождения согласно требованиям 152-ФЗ "О персональных данных" и является обязательным для выполнения всеми организациями, осуществляющими обработку персональных данных. А также позволит повысить уровень методического сопровождения деятельности специалистов удаленных от областного центра организаций социального обслуживания, периодически испытывающих трудности в работе со сложными случаями сопровождения выпускников. Организация экстренного консультирования специалистов могла бы повысить эффективность сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей, проживающих в районах Волгоградской области. Кроме того, оснащение удаленных от регионального центра организаций социального обслуживания пакетом специализированного программного обеспечения для психологического тестирования выпускников и реализации профессиональных проб необходимо для того, чтобы качественные современные услуги по профессиональному определению и сопровождению выпускники организаций для детей-сирот, дети из замещающих семей могли получать по месту проживания, не затрачивая значительных средств на дорогу до областного центра. Для продуктивного использования МФПЦ специалистами ГКУ СО "Дзержинский ЦСОН" и пакета программного обеспечения специалистами обособленных подразделений, Комплекс мер предусматривает проведение методического семинара по обучению работы с информационными средствами сопровождения выпускников. Распространение практики использования информационных технологий в сопровождении выпускников организаций для детей-сирот предусматривает издание методического пособия, обобщающего опыт использования кабинета информационных технологий. Освещение нового направления сопровождения выпускников с применением информационных средств в СМИ (местное телевидение, печатные издания) позволит повысить информированность выпускников о предлагаемых услугах, увеличить контингент выпускников, желающих обратиться в службы за сопровождением. В комплексе мер предусмотрено создание опорной площадки по отработке технологии сопровождения выпускников, проживающих в помещениях маневренного жилищного фонда Волгоградской области. Эта мера подразумевает разработку и проведение (апробацию) комплекса мероприятий с выпускниками организаций для детей-сирот, проживающих в помещениях маневренного фонда, по оказанию им помощи в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, с участием всех специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение. Необходимо первое время после выхода из детского дома оказывать выпускникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать и развить крепкие социальные контакты с близким окружением, успешно адаптироваться в новой для них социальной среде, выстроить взаимодействие с государственными структурами, различными учреждениями. Использование сетевого взаимодействия в постинтернатном сопровождении является новейшим достижением информационных и телекоммуникационных технологий. Сеансы удаленной связи обеспечивают возможность подключать к проведению Совета выпускников и обособленным подразделениям, находящимся в районах Волгоградской области, при этом минимизируя выезды и затраты на транспортные расходы. За счет сетевого взаимодействия у каждого участника появится уникальная возможность развития и совершенствования своих ключевых компетенций. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет оценить собственный опыт, дополнить его чем-то новым. В рамках реализации Комплекса мер предполагается организовать работу с учащимися профессиональных образовательных учреждений Волгоградской области из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по апробации в рамках модульной программы просветительской и профилактической медико-педагогической работы "Мы вместе". Модульная программа направлена на формирование здорового образа жизни выпускников интернатных учреждений, профилактику употребления психоактивных веществ, сохранение их репродуктивного здоровья. Целесообразность ее реализации связана с исключительной спецификой целевой группы и сложным, многоаспектным характером всей работы по психологической и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот. В рамках реализации комплекса мер планируется внедрение новых интерактивных технологий в обучение специалистов. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов, практикумов предполагает применение современных технологий и диктуется сегодняшним уровнем развития образования, поэтому их использование специалистами служб постинтернатного сопровождения является залогом эффективной работы. В процессе проведения мастер-класса идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск решения проблемы. Такие технологии вносят разнообразие и помогают решать вопросы проведения мероприятий на современной технической основе, с использованием передового педагогического опыта, при существенной экономии времени и средств. Для грамотной организации процесса сопровождения специалистам службы необходимо владеть современными информационными технологиями. Информационное обеспечение работы по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей будет обеспечиваться через размещение информации на сайте комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, в рамках проведения областных семинаров, круглых столов и конференций; проведение информационной кампании в рамках реализации программы информационного сопровождения комплекса мер (медиаплана). Последовательное осуществление мероприятий Комплекса мер позволит обеспечить создание эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей, направленной на повышение эффективности постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей, уровня доступности и результативности помощи, в том числе: - модели социального формирования (реализация программ подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни, создание "учебной квартиры" для воспитанников, имеющих интеллектуальные нарушения, наставничество); - модели социального предупреждения (создание общественных объединений выпускников, добровольческих отрядов и сообществ); - модели социальной компенсации (МФПЦ); - модели сопровождения (службы социальной (постинтернатной) адаптации выпускников, наставничество). Деятельность ресурсного центра будет организована на базе ГКСУ СО "Камышинский ЦПД". Специалисты ресурсного центра будут проводить анализ отчетных материалов по направлениям работы и обобщение опыта, накопленного в учреждениях, осуществлять подготовку и проведение семинаров, совещаний, рабочих встреч, круглых столов и т.д.; участвовать в разработке нормативных правовых документов в рамках реализации Комплексной программы, обеспечивать разработку и издание методических материалов по вопросам подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей, их постинтернатного сопровождения и адаптации; проводить обучение специалистов учреждений новым технологиям и методикам подготовки к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди мероприятий комплекса мер внедрение технологии сопровождаемого проживания по программе "Смогу жить самостоятельно" для детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями, реализация индивидуальных программ учебного самостоятельного проживания для подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, к самостоятельной жизни (создание "тренировочной квартиры" для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения). Данные меры позволят расширить адаптивные возможности ребенка с проблемами в развитии, сформировать и закрепить умения и навыки, способствующие появлению у подростка самостоятельности, ответственного поведения, снижению уровня внешней опеки, достичь определенного уровня самостоятельного проживания в микросоциуме с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, оценить личные возможности и перспективы ребенка в условиях специально выстроенной тренировочной модели будущего. В рамках комплекса мер будет реализован профориентационный проект "Навигатор в мире профессий", который направлен на оказание помощи в социально-трудовой адаптации и развитии творческих способностей участников проекта посредством организации заочного конкурса "Моя профессия – мое будущее", их самоопределении в выборе будущей профессии посредством организации экскурсий на предприятия и в организации, повышению статуса рабочих профессий, востребованных на рынке труда Волгоградской области. Создание регионального волонтерского центра "Патриот" направлено на вовлечение воспитанников и выпускников детских домов в социально-значимую добровольческую деятельность. Реализация программы военно-патриотического подросткового клуба допризывной молодежи "Вектор" по приобщению воспитанников, выпускников организаций для детей-сирот, подростков (допризывной молодежи) из замещающих семей к здоровому образу жизни, обучению навыкам службы в армии, позволит у них сформировать активную гражданскую позицию. В рамках комплекса мер получит развитие система кураторства за выпускниками организаций для детей-сирот с признаками дезадаптации в период их обучения в профессиональных образовательных организациях, внедрение различных форм наставничества, в том числе в период получения профессионального образования и первичного трудоустройства. Опыт апробации комплекса мер будет обобщен в методическом пособии, аккумулирующем эффективные региональные практики по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей. Диссеминация опыта обеспечена и за счет проведения мастер-классов, семинаров, практикумов с использованием современных технологий для специалистов служб постинтернатного сопровождения. Информационное обеспечение работы по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельному проживанию и организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей будет обеспечиваться через размещение информации на официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области в подразделах комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, социальной защиты населения Волгоградской области, комитета по труду и занятости населения Волгоградской области, сайтах учреждений, общественных организаций, через участие руководителей и специалистов в программах Волгоградского областного телевидения, в рамках проведения областных семинаров, круглых столов и конференций; проведение информационной кампании в рамках реализации комплексной программы (распространение информационных материалов в ходе проведения социальных акций, различных мероприятий, создание видеороликов, размещение материалов информационной кампании в средствах массовой информации). Последовательное осуществление мероприятий комплекса мер позволит обеспечить создание эффективной региональной комплексной многоуровневой системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельному проживанию и организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей из замещающих семей, обеспечение их успешной социализации и полноценного участия в жизни современного общества.

Всемирный день правовой помощи <a href="https://442fz.volganet.ru/025162/news/257281/">https://442fz.volganet.ru/025162/news/257281/</a> 

Буклет для замещающих семей <a href="https://442fz.volganet.ru/025162/news/258226/">https://442fz.volganet.ru/025162/news/258226/</a> 

ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСА МЕР

С целью трансляции опыта региона по  развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации  выпускников  25 декабря 2019 года в рамках работы межрегиональной  конференции по итогам реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций в Волгоградской области)  при поддержке Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации была организована работа 2 тематических площадок.
          На базе ГКСУ СО «Волжский ЦПД» была проведена  дискуссионная площадка в инновационном формате «OpenSpace» на тему: «Технология организации добровольчества в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вовлечение выпускников таких организаций и детей первого года проживания в замещающих семьях  в социально-значимую деятельность».
В работе площадки приняли участие 38 человек: представители комитета социальной защиты населения Волгоградской области, ведущие эксперты социального добровольчества, волонтерское объединение «Молодая энергия» РусГидро «Волжская ГЭС», волонтеры БФ «Созвездие добра», Ресурсный центр добровольчества Волгоградской области, Всероссийская общественная организация Ассоциация выпускников детских домов "Дети всей страны", Региональный центр поддержки «серебряного» волонтерства Волгоградской области, Региональный волонтерский центр «Патриот», специалисты ЦСОН.
Работа проходила в 5 секциях по разным темам, которые участники самостоятельно  обозначили. По результатам работы секций участниками были  выдвинуты наиболее эффективные способы решения проблем, выработаны и согласованы совместные планы действий и стратегий; появилось  стремление к социальному партнерству и совместной ответственности.
Единогласно все участники согласились с необходимостью в профессиональном отборе и подготовке волонтеров, работающими с социальными учреждениями. Такую узконаправленную курсовую подготовку готовы проводить специалисты  Ресурсного центра добровольчества Волгоградской области и специалисты ГКСУ СО «Волжский ЦПД», имеющие опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей и волонтерский опыт . Для этого необходимо разработать примерную программу подготовки  добровольцев для работы с детьми, проживающими в государственных учреждениях.
Актуальной также была тема формирования и развития социальной активности воспитанников центров помощи детям через вовлечение их в совместную добровольческую деятельность. Основная мысль: Дети, воспитывающиеся в социальных учреждениях, не смогут полноценно социализироваться , если не станут активными участниками общественной жизни. Вера Лазарева-серебряный волонтер, предложила: «Необходима связь поколений, культивирование у детей уважительного отношения к старшим. Серебряные волонтеры готовы передавать свой положительный жизненный опыт, учить детей как практическим навыкам, так и мыслить глобально».
Кроме этого, были рассмотрены  проблемы внедрения технологии наставничества над выпускниками государственных учреждений, озвучены предложения подключения НКО к наставничеству, изменение установок  выпускника, привыкшего к роли благополучателя в личность, способную к состраданию, помощи и поддержки других нуждающихся через волонтерскую деятельность. Отдельно хочется отметить  дружескую атмосферу общения между участниками и спикерами на протяжении всего мероприятия. Лучшие волонтеры РВЦ «Патриот» были награждены «Золотыми значками» за большие достижения и успехи в добровольческой деятельности.
Завершилась работа подведением итогов хороших дел, сделанных участниками в  2019 году и планированием  новых в наступающем. Свои пожелания и мечты на 2020 год участники написали на ёлочных шарах и повесили на новогоднюю ёлочку. Будем верить, что все хорошие мысли и дела обязательно сбудутся в новом 2020 году.

На базе ГКУ СО «Дзержинский центр социального обслуживания населения» прошла тематическая площадка «Комплексное сопровождение замещающих семей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области: распространение технологий и методическая поддержка социального сопровождения».
Участие в тематической площадки приняли: Приклонская Ю.В. - начальник отдела опеки и попечительства комитета социальной защиты населения Волгоградской области, И.А. Руднева - председатель Волгоградской областной общественной организации сопровождения многодетных семей "Счастье в семье", доцент кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, И.А. Елагина - руководитель фонда социальной помощи "Планета детства", Л.Н Кушманова - член совета многодетных родителей Дзержинского района Волгограда, И.Л. Бурова - директор ГКСУ СО "Камышинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", руководители учреждений социального обслуживания населения и центров социальной защиты населения. Всего 20 участников.
В ходе встречи обсуждались актуальные темы: о системе социального сопровождения выпускников из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей на этапе их социальной адаптации; о развитии наставничества, о профессиональных трудностях при работе с выпускниками.
На тематической площадке был представлен опыт фонда социальной помощи «Планета детства» по работе с замещающими семьями и выпускниками из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совета многодетных родителей Дзержинского района Волгограда по улучшению качества жизни многодетных и замещающих семей, в оказании содействия в получении информационной помощи, обеспечении и организации культурного досуга и творческого самовыражения многодетных родителей, и детей.
По итогам работы площадки участники оформили резолюцию с планами на 2020 год: о принятии эффективной системы социального сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации; о необходимости социального сопровождения  «выпускников» из замещающих семей; о развитии института наставничества; об определении статуса для замещающих семей с 3-мя и более детьми; о сотрудничестве с НКО; о необходимости повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства по работе с замещающими семьями.

26 декабря 2019 года в актовом зале комитета социальной защиты населения Волгоградской области состоялось Пленарное заседание межрегиональной конференции по итогам реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций в Волгоградской области.
Участники Конференции ознакомились с региональной  системой  подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций и с практическим опытом работы органов исполнительной власти Волгоградской области и подведомственных им государственных учреждений. Были подведены итоги работы "круглых столов" в рамках тематических площадок и межрегиональной конференции.
Поделиться