Поставщики социальных услуг Волгоградской области
официальный портал
На сайте подключена Спутник-аналитика

Сегодня, Суббота

18 Сентября, 2021 г.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

6 Апреля 2021, 17:17

Автор статьи педагог-психолог, консультант Этери Шотовна Джалагания.

От автора: Работая в социальной реабилитации с людьми, имеющими ограничения здоровья, пришла к выводу, что творческая работа—необычайно тяжелый и изумительно целительный труд. В статье описываю методику проведения психотерапевтического занятия, сочетание разнообразных техник и их влияние на человека.

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.

- Н. Гоголь

Обращаясь за психологической поддержкой, люди, как правило, приносят с собой гнетущий багаж негативных мыслей, эмоций, состояний. И тут, передо мной, как психологом, стоит исключительно сложная задача: помочь человеку «разобраться» с жизненными тяготами таким образом, чтобы он обрел легкость, непринужденность, удовольствие, положительный настрой и личную продуктивность.

В этой работе мне помогает проведение творческих занятий, основную суть которых можно описать, как процесс обретения счастья.

Как это работает?

Существует теория, предложенная американским нейропсихологом Р. Сперри, что полушария нашего мозга выполняют разные функции. Левое полушарие отвечает за логику, а правое—за фантазию и эмоции.

У детей больше развито воображение, фантазия и эмоции, потому что их левое полушарие еще недостаточно сильно. Сложности возникают у взрослых, потому что они постоянно думают о насущном, активизируя тем самым функции левого полушария. Это создает напряжение мозга. И чтобы его расслабить нужно чаще задействовать в работе правое полушарие, т.е. творить.

Рисуя, придумывая рассказы, стихи, вышивая, занимаясь созиданием - человек дает выход накопившимся эмоциям, напряжение уходит. Ученые доказали, что люди, систематически занимающиеся творчеством, более устойчивы к стрессу, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам и способны мыслить нестандартно, находя новые пути решения задач.

На своих занятиях я предлагаю ребятам арт-техники правополушарного рисования в сочетании с метафорическими ассоциативными картами.

Польза рисования заключается в:

 - развитии когнитивных функций (любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику).

 -развитие воображения (рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса).

- повышении самооценки (живопись — это разговор внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе).

- расслаблении (когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются).

Задания с использованием ассоциативных карт предполагают активную художественно-творческую деятельность на занятии.

Они помогают:

 - развить креативность,

 - выразить свои мысли и эмоции,

 - узнать о себе много нового (возможно, неожиданного),

 - восстановить баланс между рациональным и творческим началом.

Определенное сочетание цветов, линий, фактур—все это содержит множество намеков, подсказок, ассоциаций. Интуиция ведет человека к раскрытию той или иной темы как в беседе, так и в создании образов на бумаге. Изобразительная деятельность помогает не только выразить, но и глубже понять себя через собственный образ.

Многочисленные варианты творческих заданий помогают работать с темой самовосприятия, межличностного общения, жизненных смыслов, профессионального самоопределения и многими другими.

Самое важное, что хочу отметить—неспособных людей нет. Есть люди, не знающие на что они способны. Определить свои таланты и развить их—задача, посильная для каждого, кто обращается за профессиональной психологической помощью.

Поделиться